Археологическая карта Крыма

Начальная страница.  О проекте. Обратная связь. 

Эски-Кермен.

 

Эски-керменское плато - обрывистая столовая гора, вытянутая с севера на юг, протяженностью более километра, наибольшая ширина 170 м, площадь 8,5 га, а высота отвесных обрывов до 30 м. Наивысшая точка- в его южной части, над седловиной. Здесь сходятся широкие и глубокие балки, обходящие Эски-Кермен с востока и запада, хотя в этом месте склоны кажутся гораздо ниже из-за поднимающихся к югу балок. С севера ведет к городищу и огибает его западные склоны древняя ездовая дорога. Подходит она к южной оконечности городища, где расположены его главные ворота. Крепость имела еще три входа. Две пешеходные тропы подводили, к западной и восточной калиткам, третья вела к северному дозорному комплексу.

На юго-восточной склоне расположен храм Трех Всадников. Он высечен в отдельной глыбе и имеет два входа и небольшое окно. На северной стене просматривается фресковая роспись, нанесенная по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников. Тот, что посредине, пронзает копьем дракона. На крупе коня всадника, находящегося справа - фигурка подростка. По разному исследователями трактуются эти фигуры. Есть мнение, в центре и справа изображен святой великомученик Георгий Победоносец в образах, связанных с двумя легендами: борьбе с дьяволом в облике змия, и чудесное спасение пафлагонского отрока из рук врагов. Всадник слева отождествляется с одним из местных святых. Другие специалисты соглашаются, что всадник справа - Георгий, в центральном же видят персонажа, также связанного в православной традиции со змееборством. Это может быть Св. Федор Стратилат или Прокопий. Слева предположительно Дмитрий Солунский. Под фреской надпись (частично сохранившаяся) на греческом языке: "Изсечены святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов", с фрагментом даты - вероятнее всего конец XIII - XIV в. . В соседнем камне, напротив северного входа - склеп, рядом, на площадке третьей каменной глыбы, вырублена могила. Вокруг расположен ряд земляных склепов и грунтовых могил, что говорит и о поминальном назначении храма.

Эски-Керменский могильник обнаруженный на юго-восточном склоне плато включает в себя склепы, грунтовые и подбойные могилы. Укоренение христианства в Крыму стало причиной перемен в погребальном обряде. В IX в. начинают вырубать в скалах гробницы и сооружать в грунте плитовые могилы из хорошо отесанных известняковых камней. С Х в. жителей города стали хоронить и в церковных усыпальницах на территории плато. Погребальный инвентарь также изменился. Теперь он стал значительно беднее, из него исчезла жертвенная пища, ранее сопровождавшая умершего.

На южной окраине Эски-Кермена, юго-западнее храма Трех Всадников, находятся главные ворота города. К ним ведут сохранившиеся три марша змеевидной дороги. Видны протертые в скале глубокие колеи от древних колес.Сделав два крутых поворота, дорога подходила к краю обрыва, поднималась вверх на небольшую площадку и лишь затем сворачивала к главным городским воротам.

Перед воротами и впереди верхнего марша дороги проходила передовая оборонительная стена (протейхизма), о чем красноречиво свидетельствуют вырубленные в скале "постели" - углубления для установки нижнего ряда камней сооруения. Таким образом, последний марш дороги лежал между протейхизмой и главной оборонительной стеной, следы которой тоже хранит скала. Междустенное пространство являлось своего рода коридором - глухим и высоким, запертым, помимо главных, еще двумя передовыми двустворчатыми воротами - в начале и в конце марша. Только разрушив одну за другой эти преграды под градом летящих сверху стрел и камней, противник мой подойти, наконец, к третьим воротам, главным, тоже двустворчатым.

Проем этих ворот был пробит в массиве скалы, и от них начиналась главная улица Эски-Кермена. Непосредственно над воротами возвышалась башня, по бокам - боевые площадки, на которых в более позднее время были возведены две небольшие часовенки. Если неприятелю удавалось сюда пробиться, то он неизбежно попадал под перекрестный обстрел сразу с трех сторон: с надвратной башни, с боевых площадок и с главной оборонительной стены.

В стенах коридора (перед главной улицей) в разное время были вырублены пещеры различного назначения. Одна из них, слева - сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа в восточной стене - пещерный храм с крещальней. В древности он имел два входа из преддверия (то есть с улицы) и окно между ними. В восточной части храма расположен полукруглый выступ, перекрытый полукуполом (апсида) со ступенчатой скамьей и епископским креслом посреди нее; в южной - полукруглая скамья, рядом с ней купель. Плоский потолок поддерживали четыре колонны. Они не имели конструктивного значения и поставлен были лишь с целью разделить помещение на три составные части - широкую среднюю и боковые, более узкие, что придавало помещению некоторое сходство с базиликой.

Три остальных помещения, идущие вдоль восточного края скалы справа от апсиды, имели вспомогательное назначение. В одном из них прорублена во внешней стене дверь, через которую по деревянной лестнице можно было спуститься на территорию могильника. Спуск вниз не мог сосуществовать с обороной системой этого участка и возник уже после разрушения стен города. Вероятно, к позднему времени существования Эски-Кермена относится устройство могил и усыпальниц в северной стене храма. Восточная сторона оборонительной системы плато начинается пещерным казематом из четырех помещений с бойницами. Пещеры соединены попарно, каждая пара имеет отдельный вход сверху. Каземат здесь прикрывал расселины, ведущие на плато.

Сразу за этим казематом каменная лесенка ведет в пещерный храм Успения. Без сомнения, первоначальное назначение помещения было иным. Когда-то здесь была зерновая яма (ее отверстие сохранилось и было перекрыто каменной плитой), потом цистерна для воды, затем обычное для всех пещерных городов хозяйственное помещение с подвалом, где стояли небольшие пифосы, судя по сделанным для них углублениям. Подвал перекрывался деревянным настилом. От него сохранились пазы и углубления по краям выруба. В западном углу помещения высечен тарапан - винодавильня.

Алтарь храма устроен в восточном углу и относится уже к последнему строительному периоду. В древности алтарное полукружие отделялось деревяннщй преградой - в полу и стенах сохранились гнезда для брусьев. На северо-восточной и западных стенах, на потолке и в восточном углу сохранились следы фресковой росписи, датируемой рубежом XIII-XIV вв. К этому же времени можно отнести и возникновение храма. Основным мотивом фресковой росписи храма является изображение Успения Богоматери, давшее современное, условное название церкви. В настоящее время фрески едва просматриваются. Вдоль обрыва в северном направлении, расположены еще два пещерных каземата. Первый состоит из оборонительных пещер, вырубленных как в массиве скалы, так и в отдельных глыбах скал. Он защищал подступы на плато по расселине. Все пещеры сообщались между собой дверьми и переходами с лестницами. С юга в каземат вел специальный тоннелеобразный вход. Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных блоков тесаного известняка. Подобные стены некогда возвышались по всей линии оборонительной системы Эски-Кермена, где сейчас прослеживаются лишь их "постели".

Следующий оборонительный комплекс (также состоящий из нескольких пещерных сооружений) контролировал расселины с севера и подступы к восточной пешеходной калитке. Лестница, подводившая к ней, была под постоянным обзором защитников крепости. Остатки ее ступеней, вырубленных в скале, сохранились до наших дней. В последний период существования городища казематы использовались для хозяйственных нужд, для чего в них были высечены дополнительные выемки, зерновые ямы и цистерны.

Западнее каземата раскопаны жилые наземные постройки - остатки двух домов, разделенных переулком. Жилые дома исследованы и севернее, где хорошо сохранились нижние ряды каменных кладок и скальные вырубки хозяйственного назначения трех отдельных дворов. В некоторых случаях это погреба, где высечены углубления для установки пифосов. Рядовая усадьба эскикерменца была отделена от узких и пустынных улочек высоким и глухим каменным забором. Низкая калитка со сводчатым перекрытием вела в маленький двор. Его со всех сторон обступали различные надворные постройки. В этих двориках и протекала вся хозяйственная жизнь горожанина. Здесь же под деревянным навесом помещался домашний скот. Каждый дом имел вместительную кладовую или вырубленный в скале подвал, куда спускались по деревянной лестнице и где хранилось зерно - в огромных сосудах (пифосах) или в крупных амфорах, служивших также тарой для вина и масла. Здесь же держали запас питьевой воды. Собственно жилой дом, расположенный в глубине двора, состоял из нескольких помещений, частью двухэтажных с двускатными или односкатными черепичными перекрытиями. Черепица во время раскопок найдена в большом количестве. Нижний этаж был всегда каменный. Верхний, куда вела каменная или деревянная лестница, - с деревянным каркасом, заполненным саманными кирпичами. Здесь были жилые комнаты, стены которых обмазывались глиной, а затем белились. Второй этаж, как правило, имел балконы. Все жилища в конце XIII в. погибли в огне сильного пожара. Из некоторых домов люди даже не успели выскочить. Во время раскопок под их развалинами было найдено восемь обгоревших человеческих костяков взрослых и детей, что свидетельствует о внезапном нападении неприятеля.

Посреди жилых кварталов, на самом высоком месте плато располагалась базилика. В плане храм прямоугольный. Два ряда колонн разделяли его на три удлиненных помещения, из которых среднее было выше и почти вдвое шире боковых. Заканчивалось оно алтарным полукружием - апсидой. С западной стороны находился поперечно расположенный притвор. Время возникновения храма до сих пор спорно, многие исследователи относили его к VI в. Исследования последних лет дали археологический материал, позволяющий считать, что появился он не ранее VI в., после чего неоднократно перестраивался. В последний строительный период в юго-западной части основного помещения возникает часовня, пристроенная к северному плечу храма. Это прямоугольная в плане постройка, на востоке оканчивающаяся полукруглой апсидой. Часовня была оштукатурена и расписана фресками, имела черепичную крышу и вымощенный керамическими плитками пол. Вокруг часовни могилы, к стенам бывшего храма пристроены семейные усыпальницы. Часовня погибла в XIII в.

К западу от храма, у западных обрывов городища, раскрыта недавними раскопками еще одна усадьба. Расчищено двукамерное помещение; полом его служила подрубленная скала. В полу цистерна и целая система желобков для стока дождевой воды. Крыша была черепичной, о чем свидетельствовали многочисленные обломки черепицы в руинах построек. Возникла усадьба в XII в., разрушена в XIII. Черепица, рухнувшая на пол в результате сильного пожара, окрасилась от гари в черный цвет. Остальные помещения на этом участке еще не раскопаны.

Снабжал водой жителей Эски-Кермена в случае угрозы городу так называемый "осадный колодец". Запас воды составлял около 70-75 куб. м. На поверхность плато драгоценная жидкость доставлялась вручную, по лестнице, в начале которой вырублена большая пещера с дверным проемом. Здесь, вероятно, находилась стража, охранявшая вход в стратегически важный объект. Колодец сооружен одновременно с крепостью и разрушен в момент ее гибели. Осаждавшие Эски-Кермен пробили, соединив колодец с естественной пещерой. В результате он стал доступен извне снизу. Но им пользовались и после гибели фортификационных сооружений Эски-Кермена, вплоть до конца XVIII в. Вода в колодец продолжает поступать и в настоящее время, но в значительно меньших количествах.

Городище с востока на запад пересекает невысокий вал - остатки стены - отделяющей застроенную часть города от обширного пустыря. Незастроенная территория внутри стен Эски-Кермена служила в качестве резерва защищенной площади и убежища для жителей долины на случай военной опасности. В мирное время здесь мог расположиться шумный базар, шатры или легкие временные постройки ремесленников, тут же, на месте изготовления, сбывавшие свои товары.

Плато имеет естественный доступ с севера. Поэтому здесь был сооружен дозорный комплекс, с площадки которого просматривается весь район предгорья, подступы к городищу и огибающие его с запада и востока балки. По ее краям -глубокие выемки для крепления деревянного парапета, за которым могли укрыться защитники крепости. Северная часть плато заканчивается пятью небольшими, оторванными друг от друга скальными глыбами, с которыми площадка в древности сообщалась при помощи деревянных перекидных мостиков. Вырубки от них хорошо сохранились до наших дней.

Западнее городища, на другой стороне балки, на плато соседнего мыса, высятся руины средневековой башни с воротами - остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня). С юга к башне по плато Топшан вела ездовая дорога, которую перед воротами пересекал неглубокий ров, вырубленный в скале; переезжали через него по деревянному мостику. В замке видны следы построек. Около башни раскопана миниатюрная одноапсидная часовня (функционировавшая с XI по XIII в), внутри которой вырублены усыпальницы. Укрепление, возникнув в конце IX-начале Х вв., погибло от сильного пожара в конце XIII-начале XIV в.

На месте бывшего села Крепкого (до 1944 г. - Черкес-Кермен), в балке к северо-западу от Кыз-Куле, большое сельское поселение, разрушенное в более позднее время. В обрывах скал, окружавших его ущелий высечено много искусственных пещер, приспособленных для хозяйственных нужд. В одной из скал на южной окраине села - небольшая пещерная церковь с остатками фресковой росписи XII- XIV вв. В литературе она называется храмом Донаторов, т. е. дарителей. На стенах сохранились фрагменты фресковой росписи (изображение Христа и евангельские сюжеты). В нише на западной стороне храма - изображение князя, его семьи и святых, ее покровителей. Вероятно, храм принадлежал князю, сидевшему на Кыз-Куле. Как уже упоминалось, Эски-Кермен и близлежащие сельские поселения и усадьбы погибли в самом конце XIII в. под ударом орды Ногая. После этого население вернулось на прежнее пепелище, пытаясь возродить на нем жизнь. Но прежнего расцвета достичь уже не удалось.

 

 

Источник описания:

http://crimeagold.com.ua/monuments/eskikermen.htm

 

Литература:

 

Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен // Материалы по археологии, истории, этнографии Таврии.-1991.-Вып.2.

Боданинский У.А. Черкез-керменское укрепление Кыз-Куле по разведкам 1933 г. // Известия Государственной академии истории материальной культуры.-1935.-Вып.117.

Веймарн Е.В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена (опыт реконструкции) // История и археология средневекового Крыма.-М.,1958.

Веймарн Е.В. Жилые усадьбы Эски-Керменского городища //Византия и ее провинции.-Свердловск, 1982.

Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Эски-Кермен.-Симферполь, 1995

Паршина Е.А. Эски-Керменская базилика // Архитектурно-археологические исследования в Крыму .-К., 1988.

Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма//ИТОАИЭ.-1929.-Т.З.